Германия Холодное оружие Третьего Рейха

Тема в разделе "Германия", создана пользователем Григорий Гонта, 8 апр 2023.

  1. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Кортик подвешивался к поясу на двух ремешках с шитьём алюминиевой нитью по зелёной бархатной основе. На ремешках крепились овальные, украшенные дубовыми листьями пряжки и карабины для крепления к кольцам ножен. Верхняя рамка подвеса тоже иногда украшалась.

    007-11.jpg 007-13.jpg 007-15.jpg 007-17.jpg
     
    diamantosit и dimarik7777777 нравится это.
  2. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Часто кортик носился с темляком – шнуром длиной 420 мм с кистью, шитым алюминиевой нитью.

    003-67.jpg Темляк-3.jpg
     
    diamantosit и dimarik7777777 нравится это.
  3. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Производство армейских кортиков было прекращено в мае 1943 года, когда тотальная война и резкая нехватка сырьевых ресурсов заставила производство III рейха сосредоточиться только на необходимом для выживания.
    Наиболее крупными производителями кортиков вермахта были Eickhorn, WKC, Pack, Alcoso.
    Несмотря на то, что уникальную фурнитуру для кортиков изготавливало небольшое количество фирм, а производство кортиков осуществлялось сравнительно недолго (1935-1943г.г.), существует масса разновидностей и вариантов, что обуславливается как огромными масштабами производства с закупками комплектующих у смежников, так и тем, что указанный период характеризуется сначала бурным подъёмом германской промышленности, а затем постепенным спадом и поиском более дешёвых материалов и экономичных производственных процессов.
    Точкой раздела условно можно обозначить сентябрь 1939 года, официальное начало Второй мировой войны, соответственно, и выделять два периода производства армейского кортика – ранний и поздний.
    Ранний период отличается большим количеством ручной работы при отделке фурнитуры (крестовина, навершие, обоймицы ножен), при этом применялись качественные и дорогие материалы – латунь, серебро, алюминий (являвшийся тогда передовым и дорогим материалом, очень энергоёмким в производстве), а технологические процессы строго соблюдались. Строго говоря, ранние кортики можно считать ручными изделиями, отделка таких кортиков отличается высоким качеством и износостойкостью.
    В позднем периоде ручная доводка фурнитуры не применялась, используются эрзац-материалы – олово, цинк, свинец, различные лёгкие сплавы.
     
  4. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Честно говоря, трудно говорить на тему, о которой сказано уже достаточно много, в том числе и на данном ресурсе.
    И уважаемый Conduit, и другие форумчане неоднократно публиковали материалы, посвящённые кортику вермахта образца 1935 года.
    Пример темы:


    Германия - Производители пехотных кортиков III Рейха, их клейма, особенности
     
    Последнее редактирование модератором: 26 июл 2023
    Leon нравится это.
  5. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Литература, посвящённая кортику Heer, достаточно обширна, но на русском языке я бы взял на себя смелость рекомендовать книгу Андрея Долинина, изданную в 2018 году в Санкт-Петербурге

    0559.jpg
     
  6. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    По условиям Версальского мира Германии запрещено было иметь какой-либо воздушный флот, и если гражданское самолётостроение было позже разрешено, то ни о каких ВВС разговору даже не могло и быть.
    Сотрудничество Веймарской республики и СССР – вещь интересная, в Интернете достаточно материалов об этом, но придавать этому большое значение я не стал бы (в своё время об этом было написано немало конъюнктурной литературы с броскими названиями, вроде «Гитлеровский меч ковался в СССР»).
    Согласно Раппальскому договору Россия и Германия ведут совместную военно-техническую деятельность, в обмен на передачу новейших для того времени военных технологий и образцов вооружений советская сторона предоставляла свою территорию для опытных производств и полигонов. На территории СССР были созданы три центра военно-технического сотрудничества: авиационный – в Липецке, танковый – в Казани и, пожалуй, самый секретный – «Томка» близ Самары, разрабатывающий технические и тактические основы ведения химической войны.
    На северо-западной окраине Липецка базировалось подразделение ВВС Красной Армии. До революции здесь находился завод по сборке самолетов, а в 1918 году на липецком аэродроме расположили отряд многомоторных самолетов «Илья Муромец». После окончания гражданской войны в Липецке организовали высшую летную школу, но просуществовала она недолго: в 1924 году, освобождая место для немцев, её закрыли.
    15 апреля 1925 года в Москве представители советских ВВС и Военного министерства Германии подписали договор о создании авиационной школы. В связи с тем, что в Липецке под руководством немецких инструкторов должны были проходить подготовку не только немецкие, но и советские летчики и авиамеханики, условия соглашения были весьма благоприятны для германской стороны. За пользование аэродромом и заводским помещением деньги не брались, немцы оплачивали только обслуживание, горючее и строительные работы. Начальником Липецкой авиашколы назначили майора Вальтера Штара (Walter Stahr, 1882–1948), в годы Первой мировой войны командовавшего отрядом истребителей на германско-французском фронте.
    Создание школы началось со строительства складов, ангаров, зданий для немецкого персонала и ряда других помещений. Этими работами занималась строительная контора, которой руководил бывший немецкий летчик-ас Эрнст Борман (Ernst Bormann, 1897–1960). Были сооружены две казармы, жилой дом, несколько производственных помещений, телефонная станция. На обустройство немцы выделили немалые по тем временам деньги — в переводе на советскую валюту свыше двух миллионов золотых рублей.
    В июне 1925 года из германского порта Штеттин в Ленинград отправился пароход с упакованными в ящики пятьюдесятью истребителями Фоккер D XIII для Липецкой авиашколы, которые купили в Голландии якобы для Аргентины. Тогда же из Германии в СССР направились первые летчики-инструкторы (в большинстве это были личные знакомые Штара) и летчики-курсанты. Самолеты и другое оборудование перевозились как коммерческие грузы через специально созданное акционерное общество «Метахим», а немецкие летчики направлялись в СССР под видом сотрудников частных фирм или туристов, в гражданской одежде, с паспортами на вымышленное имя. В Липецке они ходили в гражданской одежде или носили советскую форму без знаков различия. Немецкое авиационное подразделение в советских документах фигурировало под названием «4-й авиационный отряд 38-й авиаэскадрильи ВВС РККА», а немецкий персонал был зашифрован словом «друзья».


    На фото: самый распространённый самолёт в липецкой авиашколе – Фоккер D XIII; немецкие курсанты в Липецке.

    17006.jpg.e798c874d67951f5895c0417731878e5.jpg 17009.jpg.d8633c4a2a9187134f63f0684d3b39e5.jpg
     
    Conduit нравится это.
  7. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Первоначально немецкая авиационная школа состояла из штабной группы, возглавляемой Штаром, и отдела подготовки летчиков-истребителей под руководством Карла Шёнебека (Carl-August von Schönebeck, 1898–1989), также известного летчика Первой мировой войны. Тренировки начались 15 июля 1925 года. Курс обучения летчика-истребителя был рассчитан на четыре недели интенсивных полетов, численность одной учебной группы составляла 6–7 человек. Летчики-инструкторы подбирались из числа наиболее опытных немецких пилотов времен первой мировой войны. В качестве обучаемых сначала были бывшие военные летчики, проходившие переподготовку, затем стали приезжать новобранцы, прошедшие в Германии только теоретический курс обучения.
    Число летчиков и обслуживающего персонала в школе неуклонно росло. В 1925 году постоянный состав учебного центра насчитывал семь немцев и около двадцати русских, а через несколько лет он вырос примерно до двухсот человек. К 1932 году численность авиашколы достигла максимума — 303 человек, в том числе немцев — 43, советских военных летчиков — 26, советских рабочих, техников и служащих — 234.


    Липецкая авиашкола, фотоматериалы из немецких архивов

    001.jpg.88fa84c91f89dc375c14ad829bc84ca6.jpg 002.jpg.92b1fbb412853dcf1ac6a31375f83e48.jpg 003.jpg.f94558aeebd38c81d271f250a3a91b6e.jpg 004.jpg.b2ce79fe41f2badcc917ab30b69b72c8.jpg
     
    Conduit нравится это.
  8. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    По мере расширения школы усложнялась и программа обучения. Кроме тренировочных полетов летчики упражнялись в стрельбе из пулеметов по конусам-мишеням, буксируемым за самолетом, проводились учебные бои истребителей, ночные полеты. На полигоне, выделенном немцам на северо-западе от города, отрабатывалась техника бомбометания (в том числе — с пикирования) по деревянным макетам, стрельба по наемным мишеням, проходили испытания новые типы прицелов. В 1932 году немецкие летчики провели бомбометание зажигательными бомбами по стоящей на воде старой барже. Не может быть сомнений, что в Германии, контролируемой властями Англии и Франции, такие упражнения были бы абсолютно невозможны.
    Во время обучения полетам случались летные происшествия. Большинство аварий происходило при посадке, на небольшой скорости, поэтому обходилось без жертв. Но потери все-таки были. В 1930 году на высоте 3000 м столкнулись два немецких самолета: одноместный истребитель и двухместный разведчик. Летчики успели спастись на парашютах, но стрелок-наблюдатель Амлингер (Amlinger) не смог покинуть самолет и погиб. В 1931 году разбился при выполнении пилотажа вблизи земли обер-лейтенант Платц (Platz). На следующий год жертв было три: при столкновении в воздухе двух машин погибли инструктор Больман (Bolmann) и ученик фон Тресков (von Treskow), а на одном из истребителей при пикировании внезапно отвалились крылья. Ещё одно столкновение самолетов в воздухе произошло летом 1933 года, незадолго до закрытия школы. Два истребителя D XIII, пилотируемые немецкими летчиками, налетели друг на друга на высоте 700 м. Летчик одного из самолетов сразу же выбросился с парашютом и благополучно приземлился, а второй летчик замешкался и покинул самолет, когда до земли оставалось всего несколько десятков метров. Парашют не успел раскрыться…
    Тела погибших отправляли в Германию. Если о катастрофе становилось известно прессе, дело представляли как летное происшествие на спортивном самолете.


    011.jpg..jpg 012.jpg..jpg
     
    diamantosit и Conduit нравится это.
  9. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено сто двадцать летчиков-истребителей (тридцать из них были участниками Первой мировой войны, ещё двадцать — бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. В период с 1927 по 1930 год было подготовлено также около сотни немецких летчиков-наблюдателей — с 1931-го их обучение велось в Германии.
    Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удается, однако можно предположить, что их было незначительно меньше, чем немцев: известно, например, что в 1925–1929 годах подготовку в Липецкой авиашколе прошли 140 советских летчиков и 45 авиамехаников. Правда курс летного обучения был весьма непродолжительный, всего 8,5 летных часов — немцы предпочитали тренировать русских пилотов не по стандартной часовой программе, а по их летным способностям.
    В 1933 году авиационная школа в Липецке была закрыта и немецкие военные специалисты вернулись на родину. Формальной причиной закрытия школы немцы называли необходимость экономии средств. Действительно, её содержание обходилось Рейхсверу недешево: ежегодные расходы на жилищное строительство, транспортировку самолетов и оборудования, приобретение горючего, оплату советскому персоналу и прочие подобные расходы составляли около 2 млн. марок в год.
    Однако истинная причина состояла в другом. Пользуясь беспечностью Запада, с начала 1930-х годов Германия все более активно развивала вооруженные силы внутри страны и, в результате, уже не было большой необходимости в содержании объектов Рейхсвера за рубежом. В летных школах Германии к этому времени готовилось от 300 до 500 летчиков ежегодно — больше, чем за все время существования «русской» авиашколы в Липецке. Испытание военной авиатехники все более открыто осуществлялось внутри страны.
     
    diamantosit и Conduit нравится это.
  10. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Военные лётчики, подготовка которых велась в последние годы существования Веймарской республики, всё-таки были элитой, штучным, так сказать, товаром, в масштабах большой войны они бы не сыграли решающей роли. Как выходить из этой ситуации? Как приступить к массовой подготовке пилотов?
    Выход был найден – спортивные организации! Германскую молодёжь внезапно обуяла массовая страсть к парашютному и планерному спорту, активно пропагандируется авиамоделирование. (Правда, это не чисто немецкое изобретение, в СССР в 30-е годы ХХ века была та же самая картина. Вспомните фильм "Добровольцы", Славу Уфимцева: "То ли дело мы, учлёты!")
    Германия обходит версальские соглашения путём создания в 1933 году Deutscher Luftsport Verband (DLV) – германского авиаспортивного союза.


    138133.jpg.a9d21118d0ccec2759a7ee0683620e01.jpg 003435.jpg.0a7d6618f5d559124e36df6ebccf10f0.jpg 15499.jpg.e3d6996606f49ff508f47f03fb486bf5.jpg
     
    diamantosit и Conduit нравится это.
  11. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    DLV создаётся как общегерманское объединение, консолидирующее на «добровольных» началах разнообразные структуры, начиная от кружков, где немецкие инженеры и любители практиковались в стендовых испытаниях и конструировании планеров, и заканчивая аэроклубами. Deutscher Luftsport Verband подчинялся рейхсминистру авиации Герингу и, по сути, являлся полувоенной организацией, прообразом ВВС.
    Приказом от 17 февраля 1934 года (Der Reichsminister der Luftfahrt L.D. N344/34) вводится первый кортик (Fliegerdolch) для членов германского авиаспортивного союза. Официальной датой введения кортика в обращение считается 07 марта 1934г.


    70001.jpg
     
    diamantosit и Conduit нравится это.
  12. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Интересным фактом является то, что на протяжении всего периода существования III рейха этот кортик оставался самым длинным (его иногда именуют «меч DLV») среди кортиков, несмотря на то, что длина его у разных производителей незначительно варьировалась.
    - общая длина с ножнами - 550 мм;
    - длина клинка - 385-395 мм;
    - ширина клинка – 22-23 мм.

    2007738415.jpg
     
    diamantosit и Conduit нравится это.
  13. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Условно выделяются два типа меча DLV – раннего и позднего типа, которые имеют некоторые различия.
    Навершие рукояти изготовлено в форме диска, плоские поверхности которого украшены свастикой в виде солнечного круга (Sonnenrad). Первоначально свастика изготавливалась отдельно из латуни, а затем запрессовывалась с обеих сторон в основание навершия, изготовленного из нейзильбера. Поверхности свастик покрывали золотом. Процесс отличался крайне низкой технологичностью и, соответственно, был весьма трудоёмок. В связи с этим на фирме Айкхорна свастики (и на навершии, и на крестовине) начали гравировать.
    У ранних образцов снизу головки формировалась плоская площадка, которой она опиралась на верхнюю оковку рукоятки, позже навершие и оковку стали делать единой деталью для упрощения конструкции. В навершии просверливалось отверстие для насадки на хвостовик клинка при сборке, после этого хвостовик расклёпывался, обеспечивая неразъёмное соединение.

    0007-3109f.jpg 700-986.jpg
     
    Leon, diamantosit и Conduit нравится это.
  14. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Деревянная рукоять бочкообразная, сужающаяся кверху и книзу, витая, обтянута тёмно-синей сафьяновой кожей. У различных фирм число витков на рукояти различное, к примеру, Paul Weyersberg делал 14 витков, а Сarl Eickhorn - 11. Сегменты на рукояти формировались намоткой на деревянную основу проволочного корда с последующим приклеиванием, после чего заготовка обтягивалась кожей, создавая эффект сегментированного черена.
    Рукояти на ранних кортиках всегда без проволочной обмотки, но на поздних экземплярах могла присутствовать обмотка.


    2002-1.jpg 2002-2.jpg
     
    diamantosit и Conduit нравится это.
  15. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Cимметричная крестовина представляет собой стилизованное изображение развёрнутых крыльев, состоящих из трёх ярусов, концы которых наклонены к клинку. В центре крестовины изображена округлая свастика (руна солнечного круга). У ранних кортиков свастика расположена на плоской поверхности достаточно массивного, почти квадратного блока. Само изображение довольно грубое и угловатое. На кортиках второго типа свастика чуть меньшего размера, более аккуратная и вписана в круглую площадку более изящного центрального блока крестовины.
    Следует отметить, что свастика на навершиях и крестовинах кортиков DLV в любом периоде плоские, тогда как у кортиков люфтваффе, появившихся позднее, они выпуклые.


    2964=000174.jpg
     
    Leon, diamantosit и Conduit нравится это.
  16. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Клинок шестигранный, плавно сужающийся к острию. Ранние клинки имели выраженную пяту, на поздних клинках пята отсутствует. Как правило, клинки никелировались, но некоторые фирмы-производители их просто полировали.

    3001.jpg.c35d0895807e9d05c7e9a6f01817c567.jpg 3007.jpg.1436df027a94a2c5b411e5519518ab58.jpg
     
    diamantosit нравится это.
  17. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Ножны изготавливались из грубой синей кожи. Прибор ножен состоит из устья, центральной гайки и наконечника. Все металлические части прибора ножен на тыльной стороне скрепляются фиксирующими штифтами – характерное отличие кортиков DLV от появившихся позднее кортиков люфтваффе 1 типа.
    Некоторые производители использовали узкие проволочные скобы вместо более широких штифтов.
    На гайке и устье есть ушки для крепления подвески. Наконечник ножен состоит из четырёх секций и имеет специфическую форму, напоминающую хвост гремучей змеи.
    Подвеска представляет собой двойную цепь, верхняя ветвь которой (12 см) состоит из 9 круглых звеньев, а нижняя (18 см) – из 14 колец. Кольца спаяны и соединены никелированными соединительными звеньями.


    4005-1.jpg 4005-2e.jpg 4007-3.jpg
     
    diamantosit и Conduit нравится это.
  18. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    Количество колец могло быть изменено по желанию владельца. Верхние концы цепочек крепятся к карабину, состоящему из двух пластин и обеспечивающему замыкание металлической пружинкой. В некоторых случаях на карабине штамповался номер патента «D.R.G.M.926719».
    Вся фурнитура кортика изготавливалась из нейзильбера, поверхности металлических частей матовые.


    5007.jpg.1e9e4121db5072650aeb8e34721162d9.jpg
     
    diamantosit и форд нравится это.
  19. Григорий Гонта

    Григорий Гонта Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    7 фев 2023
    Сообщения:
    391
    Баллы:
    63
    С момента введения кортик претерпел ряд изменений, что привело к появлению нескольких разновидностей. Приказом N2797/34 от 15 октября 1934 года была уменьшена длина кортика, окончательный вид кортик приобрёл, скорее всего, к середине 1935 года:
    - общая длина – 478 мм;
    - длина ножен – 334 мм;
    - масса – 580 г.
    Кортик носился с левой стороны под клапаном нижнего кармана кителя. С кортиком разрешалось ношение темляка длиной 42 см.
    Кортик DLV состоял на вооружении очень недолго, чуть более года, Д. А. Федурин утверждает, что в период с 1935 по 1937 год кортик стал вручаться только как подарочный вариант, всё это делает его одним из самых редких кортиков Третьего рейха.
    Внешний вид кортика пришёлся по душе Герману Герингу, он был взят за основу для кортика люфтваффе 1 модели.


    70021-2b.jpg 70029-3c1.jpg
     
    Leon, diamantosit, Conduit и ещё 1-му нравится это.
  20. форд

    форд Чатланин Чатланин

    Регистрация:
    12 май 2014
    Сообщения:
    54
    Баллы:
    18
    В коллекции.....переходный в люфтваффе.

    20230601_152829.jpg 20230601_152900.jpg 20230601_153049.jpg 20230601_153000.jpg 20230601_152914.jpg 20230601_152908.jpg 20230601_152844.jpg 20230601_152839.jpg 20230601_153018.jpg 20230601_153013.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 31 июл 2023
    Leon и diamantosit нравится это.

Поделиться этой страницей

  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление