1. Уважаемые новые участники форума! Если Вы планируете задержаться на форуме, то настоятельно прошу Вас добавить узнаваемый аватар, чтобы Вас было легче запомнить и поучаствуйте в любой из профильных тем. На форуме достаточно справочных тем, куда Вы могли бы добавить изображения предметов из собственных коллекций, чтобы дополнить иллюстративный ряд. Я регулярно удаляю профили пользователей, которые за год после регистрации не посещали форум и не оставили ни одного сообщения. С наилучшими пожеланиями, Conduit
    Скрыть объявление

Германия. Десантные (Fallschirmjäger) шлемы М36, М37 и М38

Тема в разделе "Германия", создана пользователем Conduit, 17 янв 2021.

  1. Conduit

    Conduit Починяю примус Господин ПэЖэ

    Регистрация:
    5 июл 2012
    Сообщения:
    2.745
    Баллы:
    113
    Источники:
    Fallschirmjäger helmets
    десантные шлемы - Германия - Стальной шлем - Стальной шлем - стальной шлем

    29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк.
    По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.

    berkenhoevetoenez0.jpg

    Шлем модели М36
    Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который часто срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме десантников. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.
    В итоге для мобильных частей вермахта — воздушно-десантных — стандартный пехотный шлем был заменен еще более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей.
    Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированный шлем стандарта M1935, но без конусных полей и выступающего козырька. Собственно, десантный шлем представлял собой шлем M35, на которой практически полностью (на 3/4) отсутствовали козырек и задняя юбка. Эта модель для парашютных подразделений Люфтваффе была принята на вооружение в 1936 году. Модель парашютного шлема получила наименование M1936.

    M36.2.jpg M36.jpg

    Бытует мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Однако, обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще с точки зрения технологического процесса изготовить сокращенную, усеченную пресс-форму на базе стандартного варианта пресс-формы для шлема М35. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

    При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. На шлемах данной модели использовался подшлемник образца 1931 года, который крепился тремя кнопками-кламмерами. При этом в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Конструкция десантного шлема предусматривала наличие четырех проушин (по две с каждой стороны) в полях шлема для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении шлемов в полевых условиях. Шлем окрашивался в серый цвет и имел две декали по бокам. Слева располагалась эмблема Luftwaffe, а с правой стороны - немецкий триколор.

    M36-1.jpg M36-2.jpg M36-3.jpg M36-4.jpg

    Немецкий десантный шлем и его разновидности, вероятно, самый редкий и самый дорогой шлем Третьего Рейха.
     
    Последнее редактирование: 17 янв 2021
  2. Conduit

    Conduit Починяю примус Господин ПэЖэ

    Регистрация:
    5 июл 2012
    Сообщения:
    2.745
    Баллы:
    113
    ШЛЕМ МОДЕЛИ М37

    15469346.jpg

    В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

    61499570.jpg M37.jpg

    Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

    M37-1.jpg M37-2.jpg M37-3.jpg M37-4.jpg M37-7.jpg

    Примеры шлемов M37

    • Размер 68
    • Декаль Luftwaffe со змееобразной ногой орла.
    • Данный шлем M37 был в военной время оснащен подшлемником более позднего образца.
    M37-8.jpg M37-9.jpg M37-10.jpg M37-11.jpg M37-12.jpg M37-13.jpg

    • Размер 68
    • Декаль Luftwaffe с прямой ногой орла.
    • Данный шлем M37 был в военной время оснащен подшлемником более позднего образца.
    M37-14.jpg M37-15.jpg M37-16.jpg M37-17.jpg M37-18.jpg M37-19.jpg M37-20.jpg M37-21.jpg M37-22.jpg
     
  3. Conduit

    Conduit Починяю примус Господин ПэЖэ

    Регистрация:
    5 июл 2012
    Сообщения:
    2.745
    Баллы:
    113
    ШЛЕМ МОДЕЛИ М38

    M38.1.jpg


    Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Десантный шлем М38 инженера Хайслера, принятый на вооружение в 1938 г., почти не имел полей, так как оказалось, что в случае жесткого приземления тыльная часть наносила травму в районе шеи и плеч, а козырек шлема создавал во время прыжка нежелательные аэродинамические завихрения, что часто приводило к срыву шлема с головы десантника и он приземлялся в одном подшлемнике. Примечательно, что согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами.

    Помимо оригинальной формы сферы шлема были упразднены проушины для ношения шлема в полевых условиях. Кроме того, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника.
    Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 12 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков толстой телячьей кожи (которую, в последствии из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки.
    Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, еще точнее отслеживали профиль головы десантника.
    Вместо 3-х отверстий на подшлемном обруче теперь находилось 4 отверстия для его крепления к сфере четырьмя винтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих винтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

    Изменилась и форма ремешка: он стал Y-образным. Дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что резко увеличивало плотность посадки шлема на голове во время прыжка. Теперь воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону, что улучшало общее самочувствие «зеленого дьявола» (прозвище немецких парашютистов), прыгающего в опасную неизвестность.

    M38-39.jpg M38-40.jpg M38-42.jpg M38-43.jpg

    Со временем крепежные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.

    Болты крепления подшлемника модели М38 и специальный ключ для винтов.
    73912588.jpg 37206986.jpg 82509045.jpg

    Винт под отверткуВинт под ключВинт без без вентиляционного отверстия
    42083082.jpg 63494752.jpg 61006563.png
    После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на винтах. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.
    s28664719.jpg 77526935.jpg

    Устройство и схема подшлемника М38

    56743015.jpg 83964190.jpg

    Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

    Каучуковый амортизатор (реплика)Подбородочный ремень (реплика)
    09001628.png 39869480.png
    Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня. В 1942 году у парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.

    Клеймо производителя ET
    02262041.jpg

    Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

    Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

    Декаль Luftwaffe образца 1935 года
    29220541.jpg

    Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

    Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), являются редким и желанным экспонатом в коллекциях.
     
    Последнее редактирование: 17 янв 2021
  4. Conduit

    Conduit Починяю примус Господин ПэЖэ

    Регистрация:
    5 июл 2012
    Сообщения:
    2.745
    Баллы:
    113
    Пример шлема M38 с ранним гладким окрасом и двойной декалью

    M38-1.jpg M38-2.jpg M38-3.jpg M38-4.jpg M38-5.jpg M38-6.jpg M38-7.jpg M38-8.jpg M38-9.jpg

    Пример шлема M38

    M38-10.jpg M38-11.jpg M38-12.jpg M38-13.jpg M38-14.jpg M38-15.jpg M38-16.jpg M38-17.jpg

    Пример шлема M38 с одной декалью
    • Размер 66
    • Номер партии 5059
    M38-18.jpg M38-19.jpg M38-20.jpg M38-21.jpg M38-22.jpg M38-23.jpg M38-24.jpg M38-25.jpg
     
  5. Conduit

    Conduit Починяю примус Господин ПэЖэ

    Регистрация:
    5 июл 2012
    Сообщения:
    2.745
    Баллы:
    113
    Пример камуфлированного шлема M38 шестого полка Fallschirmjäger
    • Размер 68
    • Номер партии 4850
    • Декаль с орлом просматривается под камуфляжной краской.
    M38-26.jpg M38-27.jpg M38-28.jpg M38-29.jpg M38-30.jpg M38-31.jpg M38-32.jpg

    Пример шлема M38 второй половины войны
    • Декаль отсутствует
    • Клеймо производителя CKL
    M38-34.jpg M38-35.jpg M38-36.jpg M38-37.jpg M38-38.jpg

    Пример шлема M38 производителя ET с двумя декалями

    M38-44.jpg M38-45.jpg M38-46.jpg M38-47.jpg M38-48.jpg M38-49.jpg M38-50.jpg M38-51.jpg M38-52.jpg M38-53.jpg M38-54.jpg M38-55.jpg
     
    Последнее редактирование: 17 янв 2021
    Николай Плеханов, GSVG и sacho нравится это.

Поделиться этой страницей

  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление